Схема карбюратора «Озон»
Описание конструкции
На автомобиле ВАЗ-2106 в настоящее время устанавливается карбюратор «Озон»
модели ДААЗ 2107-1107010-20. На автомобиле ВАЗ-21065 применяется карбюратор ДААЗ
21053-1107010 (модель на базе семейства карбюраторов «Солекс»).
Карбюратор «Озон» – эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим
потоком. Он имеет одну сбалансированную поплавковую камеру, две главные
дозирующие системы, обогатительное устройство (эконостат) во второй камере,
автономную систему холостого хода, переходные системы первой и второй камер,
диафрагменный ускорительный насос с распылителем в первой камере,
электромагнитный запорный клапан системы холостого хода, золотниковое устройство
отвода картерных газов в задроссельное пространство, пневматический привод
дроссельной заслонки второй камеры. Управление воздушной заслонкой первой камеры
– ручное, с тросовым приводом. После пуска двигателя заслонка автоматически
приоткрывается пусковым устройством диафрагменного типа под действием разрежения
во впускном трубопроводе. Карбюратор снабжен штуцером отбора разрежения для
управления регулятором опережения зажигания.
Топливо подается в
карбюратор через сетчатый фильтр и игольчатый клапан. Клапан механически связан
с поплавком и поддерживает определенный уровень топлива в поплавковой камере.
Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры
(первой и второй камер) в эмульсионные колодцы и эмульсионные трубки, где
смешивается с воздухом, поступающим через главные воздушные жиклеры.
Топливовоздушная эмульсия поступает через распылители в малые и большие
диффузоры карбюратора.
Топливный канал системы холостого хода
перекрывается электромагнитным запорным клапаном после выключения зажигания.
Нормальное состояние клапана под напряжением – открытое.
Система
холостого хода отбирает топливо из эмульсионного колодца первой камеры. Топливо
проходит через жиклер холостого хода, конструктивно объединенный с
электромагнитным запорным клапаном, и смешивается с воздухом, поступающим через
воздушный жиклер холостого хода и отверстия переходной системы первой камеры.
Образовавшаяся эмульсия по двум каналам (один имеет калиброванное отверстие –
жиклер, а другой – регулировочный винт, иначе называемый винтом качества)
подается к отверстию, перекрываемому иглой винта количества, где дополнительно
смешивается с воздухом и далее через эмульсионное отверстие попадает во впускной
трубопровод. Состав смеси регулируется винтом качества.
При частичном
открытии дроссельных заслонок (до включения в работу главной дозирующей системы)
топливовоздушная смесь поступает в камеры через переходные отверстия – по два в
каждой камере.
Эконостат обеспечивает поступление топлива
непосредственно из поплавковой камеры в распылитель эконостата, который
расположен в диффузоре второй камеры. Эконостат включается в работу на режимах
максимальной мощности, дополнительно обогащая рабочую смесь.
Ускорительный насос – диафрагменного типа, с механическим приводом от
оси дроссельной заслонки первой камеры. При резком открытии заслонки порция
топлива впрыскивается через распылитель в первую камеру карбюратора, обогащая
смесь. Насос снабжен шариковыми клапанами. Один клапан – обратный – расположен в
канале, связывающем поплавковую камеру с полостью ускорительного насоса. Он
открывается при заполнении полости насоса топливом и закрывается при нагнетании
топлива диафрагмой. Другой клапан расположен в распылителе. Он открывается под
давлением нагнетаемого топлива и закрывается под действием веса шарика, как
только подача топлива прекращается. Избыток топлива при нагнетании перетекает
через перепускной жиклер обратно в поплавковую камеру.
Производительность насоса зависит от профиля кулачка, диаметра отверстия
перепускного жиклера, профиля и длины регулировочной иглы в канале перепускного
жиклера. Регулировке в процессе эксплуатации ускорительный насос не подлежит.
Пусковое устройство состоит из воздушной заслонки, рычага управления
воздушной заслонкой, телескопической тяги, тяги привода дроссельной заслонки,
диафрагменного механизма и привода управления дроссельной заслонкой. При
вытягивании рукоятки привода («подсоса») с места водителя воздушная заслонка
закрывается, а дроссельная заслонка первой камеры приоткрывается на 0,7–0,8 мм
(пусковой зазор). При первых вспышках в цилиндрах разрежение за дроссельной
заслонкой передается за диафрагму, которая через шток и тягу приоткрывает
воздушную заслонку. Максимальная величина открытия заслонки регулируется упорным
винтом диафрагмы, расположенным под винтом-заглушкой.
|
ВНИМАНИЕ! Все работы по ремонту и регулировке карбюратора,
связанные с частичной его разборкой, а потому требующие чистоты и аккуратности,
рекомендуем проводить на снятом карбюраторе. Перед разборкой карбюратора
небольшой жесткой кистью с невыпадающим волосом, смоченной бензином или
керосином, удаляем грязь с его наружной поверхности. Удобно пользоваться для
этой цели аэрозольным баллончиком «для промывки карбюратора» со специальным
составом. Используемая ветошь должна быть чистой и не оставлять волокон и нитей.
|
Тарировочные данные карбюратора ДААЗ 2107-1107010-20
Параметры
|
Первая камера
|
Вторая камера
|
Диаметры, мм:
|
|
22
|
25
|
|
28
|
36
|
- главного топливного жиклера
|
1,12
|
1,5
|
- главного воздушного жиклера
|
1,5
|
1,5
|
- топливного жиклера холостого хода
|
0,5
|
0,6
|
- воздушного жиклера холостого хода
|
1,7
|
0,7
|
- топливного жиклера эконостата
|
–
|
1,5
|
- воздушного жиклера эконостата
|
–
|
1,2
|
- эмульсионного жиклера эконостата
|
–
|
1,5
|
- воздушного жиклера пускового устройства
|
0,7
|
–
|
- жиклера пневмопривода дроссельной заслонки
|
1,5
|
1,2
|
- отверстия распылителя ускорительного насоса
|
0,4
|
–
|
- перепускного жиклера ускорительного насоса
|
0,4
|
–
|
Подача ускорительного насоса за 10 полных ходов, см 3
|
7±25%
|
–
|
Номер тарировки распылителя смеси
|
3,5
|
4,5
|
Номер тарировки эмульсионной трубки
|
F15
|
F15
|
Расстояние поплавка от крышки карбюратора с прокладкой, мм
|
6,5±0,25
|
|
Зазоры у заслонок для регулировки пускового устройства, мм:
|
|
5,5±0,25
|
|
0,9–1,0 |
|