Система охлаждения двигателя
Положение клапанов термостата при различной температуре охлаждающей
жидкости
|
|
|
Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа с принудительной
циркуляцией. На холодном двигателе жидкость циркулирует по «малому кругу». В
него входят рубашки охлаждения блока и головки цилиндров двигателя, насос
охлаждающей жидкости, термостат, а также радиатор отопителя, когда его кран
открыт. При достижении температуры жидкости 80–85° приходят в действие два
клапана термостата, перекрывая малый круг и открывая жидкости путь через
радиатор двигателя, который интенсивно обдувается встречным потоком воздуха при
движении, а также при помощи электровентилятора.
Радиатор состоит из
двух горизонтальных бачков, соединенных между собой трубками. Для лучшего
теплоотвода на них напрессованы пластины. Жидкость подается в радиатор через
верхний патрубок, а отводится через нижний.
Проходя через радиатор,
жидкость охлаждается, после чего снова поступает в двигатель. Изменение объема
охлаждающей жидкости при ее нагреве или охлаждении компенсирует расширительный
бачок. Для визуального контроля уровня охлаждающей жидкости бачок изготовлен из
полупрозрачного полиэтилена.
Герметичность системы обеспечивается
впускным и выпускным клапанами пробки заливной горловины радиатора. На горячем
двигателе выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе. За счет
этого повышается температура кипения жидкости. При ее остывании открывается
впускной клапан, пропуская часть жидкости из расширительного бачка в радиатор и
тем самым компенсируя уменьшение объема жидкости.
В пробке
расширительного бачка имеется отверстие, поэтому в его внутренней полости
давление всегда атмосферное.
Насос охлаждающей жидкости центробежного
типа. Корпус насоса – алюминиевый, разборный, состоит из двух частей. Валик
насоса вращается в двухрядном подшипнике закрытого типа, не требующем
обслуживания. На передний конец вала напрессован фланец шкива привода насоса –
клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
В последнее время
автомобили комплектуются радиаторами с пластмассовыми бачками и алюминиевой
сердцевиной.
Не рекомендуется заливать в систему охлаждения двигателя
воду. Это приводит к образованию накипи на стенках системы, коррозии деталей,
ухудшению теплообмена и сокращению ресурса уплотнения насоса.
|